• Архитектурные прогулки



    Подняв воображаемый головной убор Петра І в "Ветряных" воротах, я отправился в кафедральный собор Св. Петра и Павла. Его строительство было начато в XVI веке, и архитектурный ансамбль состоит из костела, турецкого минарета, и триумфальной арки. В середине XIX века венскими мастерами здесь установлен один из самых звучных и больших органов в Украине. При советской власти собор использовался в качестве музея атеизма. Надо отдать должное музейным хранителям: они сберегли все детали алтаря, внутренний интерьер, фрески и предметы религиозного культа - дароносицы и лампады. Когда-то город был центром епископии, и в боковом притворе собора под мраморными плитами захоронены тела пяти наиболее выдающихся епископов. Здесь же в особых сосудах хранятся их забальзамированные сердца. Внутри храма, как дань мусульманскому присутствию, высится мираб, покрытый изумительной каменной резьбой. Комплекс сооружений костела в настоящее время используется диецезией римско-католической церкви. Здесь находится и резиденция епископа.


    Каменец-Подольску вернули статус одной из пяти украинских католических епископий. За костелом как символ "вертограда господня" - прекрасно ухоженный цветник с вечнозелеными буксом и можжевельником, прекрасный розарий. Здесь в виде окаменевшего дерева с раскрытой на ветвях книгой стоит памятник "Гектору Подольскому" - Юрию-Михалу Володыевскому.

    Перейдя через площадь, выхожу к архитектурному ансамблю XV века монастыря доминиканов, в буквальном переводе - "псов господних". В комплекс входят костел Св. Николая (во времена турецкого владычества - мечеть в честь любимой жены султана Хозеки), колокольня, двухэтажные кельи, дворец тех самых Потоцких - владельцев парка в Умани. Здесь, кстати, вышла в свет выкупленная из турецкой неволи прекрасная гречанка Софья, предмет неугасимой страсти графа Потоцкого. А всего 30 тысяч пленников было выкуплено отцами-тринитариями, и за спасение от рук неверных они просили всего лишь бессмертную душу, приводя заблудших овечек в лоно римско-католической церкви. Нынешний собор тринитариев (Св. Троицы) представляет собой редкий образец украинского барокко.

    Среди православных храмов выделяется церковь Св. Петра и Павла, в которой сохранились фрагменты фресок XVI века. Она лишена внешнего декора, так как была приспособлена к обороне, - кроме внешних угроз, ощущалось определенное давление со стороны католиков. По преданию, один из настоятелей являлся автором "Хроники Каменец-Подольска", бесценного исторического источника, в котором освещены события в Украине за период с 1440 по 1678 годы.


    Посетил я и армянские кварталы, осмотрев церковь Св. Николая, которую построили на средства богатого армянина Симона Котлубея, колокольню армянского монастыря самое высокое здание Старого города, и торговый дом на площади с названием Армянский рынок.

    Так как в городе в 1495 году действовало магдебургское право, подразумевающее определенное самоуправление, на центральной площади был возведен польский магистрат с примыкающей к нему восьмиярусной башней. На ней было помещено выдающееся творение львовского мастера Федора Полянского - часы, звон которых слышался за многие километры от города. На фронтоне вырезан из белого мрамора герб Подолии - солнце с 16-ю лучами, символизирующими процветание и богатство.

    На центральной площади высится Армянский колодец, строительство которого было начато на средства армянского купца Нарсеса. Когда деньги были израсходованы, сооружение водогона было приостановлено. Спустя столетие необходимые средства выделил сам король, и колодец был окончен в 1760 году. Но после 40 метров скальных пород "рудокопы" наткнулись на горькую воду, непригодную для питья, а восьмиметровое здание осталось символом Сизифова труда. Зажиточные горожане пользовались достаточно дорогой привозной водой из Гуннских источников, а беднота не ленилась спуститься к реке Смотрич.

    Река имела большое значение в оборонной стратегии города. Нижняя подольская брама (ворота), возведенная в XV-XVI веках, входила в систему северо-западных укреплений, включающих гидротехнический комплекс из крепостных стен, башен и шлюзов. При подходе врага шлюзы опускались, поднимая уровень воды на 3 метра. С противоположной стороны город обороняла Русская брама (XV-XV! века), состоящая из 8 башен и 250 метров крепостных стен, и до наших времен дошли башни Барбакан, Дозорная, Надбрамная, Прибрамная, Прибрежная, а также Казематная куртина, Подземная галерея. Этот фортификационный комплекс не имеет аналогов даже в Западной Европе и при осмотре производит воистину ошеломляющее впечатление.

    На реке (во времья экскурсии), которая в мифологиях многих народов мира является символом границы иного, магического мира, мы и закончим свое путешествие в Средние века. Уже за мостом бросаю последний взгляд на город, аура которого удерживает тени прошлого.



  • 0 коментарі:

    Отправить комментарий

    Поиск по этому блогу